Гобелен - это вручную вытканный ковер-картина. Создать его, на первый взгляд совсем не сложно, но это на первый взгляд. Для этого необходимо иметь прочную деревянную раму, вдоль которой натягиваются нитки основы. Нити могут быть льняные или хлопчатобумажные. Под данной рамой размещается нужный рисунок (он может быть нанесенным на картонную бумагу), и уже по этому рисунку прокладываются нити разных цветов. Такие нити называют - уток. Уток переплетается с основой, сжимается между собой. Для плотности сжатия используется специальный молоточек. Нити, закрепленные продольно, теряются из виду, а из поперечных получается задуманное изображение.
Ткани с рисунком вырабатывали и в Древнем Египте, и в Древней Греции, но эти отдалённые предки гобеленов были тонкими и использовались лишь для лёгких покрывал и одежды.
О вкусах очень даже спорят!
С начала XIV века центром производства гобеленов и законодателем моды на их разновидности надолго стала Франция, где возникли объединения ремесленников, которые работали на несложных станках, применяемых и сейчас. Тканые картины становились всё более точным повторением живописных полотен, и соперничество между создателями гобеленов отражало противостояние художников разных школ и направлений.
Расцвет и гибель мануфактур.
По мере совершенствования отопления необходимость в утеплении стен отпала, и с XV столетия ковры-картины стали делать из очень тонкой шерсти и шёлка, окрашенных во множество оттенков, которые могли передавать тончайшие переливы красок. Гобелены перестали свободно вешать на стены, к XVII веку их начали натягивать на жёсткие подрамники и закрепляли, подгоняя один к другому. В XVIII столетии гобелены постепенно превратились в подобие обоев.
Для удовлетворения растущей потребности в тканых картинах с середины XVI века стали появляться гобеленовые мануфактуры. Там работали ремесленники многих специальностей, обеспечивающие высокое качество продукции. Ковры-картины получили дошедшее до наших дней название по фамилии красильщика ниток Гобелена, который в 1662 году основал одну из парижских мануфактур.
Разделение труда ускорило производство, но сделало его поточным, что снизило художественный уровень гобеленов, которые к концу XVIII столетия стали вытесняться более дешёвыми бумажными обоями. Во время Французской революции 1789-99 годов мануфактуры разорили и разграбили, высшая аристократия исчезла, а мелкому дворянству тканые картины были ни к чему и не по карману.
Маленькие домашние радости.
Но древнее искусство создания тканых картин не ушло безвозвратно в прошлое. В начале ХХ столетия оно вновь возродилось в виде живописных полотен, а уже к середине прошлого века - установилось, как отдельное направление декоративного искусства, со своим жанром и художественными решениями.
В нынешнее время высоких технологий, ткацкий ручной труд используется в меньших объемах. Используя современную автоматизированную технику, свои творческие идеи, авторы воплощают в роскошных гобеленах для шикарных интерьеров. Но многие работают и в формате «мини» - ткут небольшие картинки размером с фотографию, которые продаются по вполне доступным ценам и подходят, для обычной скромной квартиры.